+7(495) 98-89-218

Что такое банковская гарантия?

Банковская гарантия выдается гарантом – кредитным или страховым учреждением по просьбе своего клиента – принципала. Тем самым гарант берет на себя обязательство по требованию бенефициара (кредитора, делового партнера принципала) по письменному требованию уплатить ему определенную сумму в случае нарушения принципалом условий договора с бенефициаром. Как правило, гарантия не отзывается и не передается, за исключением случаев, когда это оговорено отдельно.
 
Действие гарантии начинается со дня ее выдачи. Этот срок прекращается, когда:
  • бенефициару уплачивается гарантийная сумма;
  • истек оговоренный в соглашении срок;
  • бенефициар отказывается от своих прав по гарантии.
Гарант вправе отказать бенефициару в его требованиях, если:
  • заявление не соответствует установленной договором форме, не представлены необходимые документы;
  • истек срок действия гарантии;
  • нарушение условий первичного договора произошло не по вине принципала.

Общая банковская гарантия отличается тем, что является безотзывной и непередаваемой другому лицу, то есть гарантия не может прекращать свое действие в одностороннем порядке, а ее субъекты не могут меняться. Исключение могут составлять те договоры, в которых отдельно прописаны отличные условия.

К числу основных обязанностей гаранта относят уведомление других субъектов гарантии в случае значимых событий, например, гарант должен сообщить принципалу о подаче бенефициаром заявления о выдаче гарантийной суммы. Объем ответственности гаранта зависит и от того, какие сроки он затратил на рассмотрение заявления бенефициара, а разумность этого срока определяется в судебном порядке.

При определении границ обязательств гаранта его ответственность по договору и за его ненадлежащее исполнение разграничиваются. По гарантии сумма не может превышать обозначенного в договоре объема, во втором же случае гарант несет ответственность на условиях, предусмотренных гл. 25 Гражданского кодекса РФ. В таких случаях обязательства гаранта уже не отличаются от обязанностей должника, и бенефициар может потребовать выплаты процентной ставки и покрытия причиненного ущерба.

Сами по себе требования бенефициара можно разделить соответственно на требования по обязательству и требования по возмещению убытков, причиненных несоблюдением гарантийного договора, при этом неудовлетворенные требования могут рассматривать как один из аргументов в иске к гаранту. В рассмотрении иска время, прошедшее с истечения разумного срока, будет являться одним из основных аргументов бенефициара.

Таким образом, становится ясно, почему банковская гарантия является одним из самых надежных, популярных и часто применяемых на региональном, национальном и мировом уровне способов обеспечения.

К правам и обязанностям, формирующим правовые отношения гаранта и принципала, относят:
  • выплату вознаграждения гаранту за предоставление гарантии;
  • обязательное уведомление принципала о подаче требования бенефициаром либо о прекращении действия гарантии; уведомление принципала и бенефициара об исполнении основного договора при отказе от исполнения требований бенефициара;
  • возможное требование регрессного возмещения со стороны гаранта после исполнения им своих обязательств по контракту;
Факторы, учитывающиеся при расчете комиссии за предоставление гарантии:
  • риск выставления требований бенефициаром;
  • возможность возмещения уплаченной суммы принципалом;
  • операционные расходы.
Плата за гарантию будет тем меньше, чем стабильнее финансовое положение принципала, чем меньше срок гарантии, чем сложнее процедура требования гарантийной суммы бенефициаром и чем удобнее для гаранта условия регрессных требований.
 


предыдущий весь список следующий →